Исполнение судебных поручений

Первым международным договором, посвященным вручению судебных поручений, была Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. (далее — Конвенция 1954 г.). Российская Федерация входит в число ее участников с 26 июля 1967 г. Конвенция 1954 г. была принята в целях улучшения существовавшей до нее Конвенции по вопросам гражданского процесса 1905 г.

Ввиду присоединения Российской Федерации к Гаагским конвенциям о вручении за границей судебных и внесудебных документов 1965 г. и о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 г., в которых вопросы вручения судебных поручений также нашли отражение, некоторые статьи Конвенции 1954 г. прекратили свое действие применительно к отношениям между РФ и рядом государств.

Конвенция 1954 г. включает 33 статьи, состоит из 7 разделов, регулирующих следующие вопросы:

— Вручение судебных и внесудебных документов

— Судебные поручения

— Залог

— Оказание бесплатной правовой помощи

— Бесплатная выдача выписок из актов записи гражданского состояния

— Тюремное заключение за долги

— Заключительные постановления.

В разделе I Конвенции закрепляются способы вручения документов по гражданским делам лицам, находящимся за границей:

• пересылка документов непосредственно почтой;

• вручение документов судебными исполнителями (приставами) или другими должностными лицами государства, на территории которого осуществляется вручение документов;

• передача документов через дипломатических и консульских агентов.

Вручение судебных документов по общему правилу происходит без взимания денежных сборов. Вместе с тем в Конвенции 1954 г. предусматривается возможность возмещения расходов, которые несет запрашивающее государство.

Раздел о судебных поручениях является центральным в Конвенции 1954 г., поскольку в нем закрепляются формы сотрудничества судов различных государств по оказанию содействия друг другу в сборе доказательств.

В соответствии со статьей 8 судебные власти одного государства могут обращаться по гражданским делам к компетентным властям другого государства с судебным поручением, содержащим просьбу о производстве определенных процессуальных действий, например о допросе свидетелей.

В Конвенции 1954 г. содержится специальное положение, в соответствии с которым любое государство может заявить о том, что все судебные поручения, подлежащие исполнению на его территории, должны передаваться только дипломатическим путем.

В Российской Федерации передача и принятие судебных поручений осуществляется посредством своего рода «передаточного звена», в роли которого выступает Министерство юстиции Российской Федерации. Аналогичный порядок взаимодействия судов по оказанию друг другу помощи в осуществлении процессуальных действий предусмотрен также и в Конвенции стран СНГ 1993 г.

С рядом государств Российская Федерация имеет двусторонние договоры, в которых отдельные вопросы, связанные с исполнением судебных поручений или вручением документов, регламентируются более подробно по  сравнению с рассмотренными положениями Конвенции 1954 г. Такие договоры Россия имеет с Австрией, Алжиром, Грецией, Ираком, Финляндией, Францией, ФРГ, с государствами — членами СНГ и другими государствами.

Помимо конвенции 1954 г., вопросы международного гражданского процесса получили закрепление в ряде других международных конвенций. К их числу относятся:

• Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов 1961 г. (примечательно, что эта Конвенция вступила в силу через 30 лет после ее принятия; Россия является участником данной Конвенции с 1991 г.);

• Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г.;

• Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 г.;

• Конвенция о международном доступе к правосудию 1980 г.

Судебное поручение представляет собой просьбу, исходящую от судебных или других юрисдикционных органов одного государства к государственным юрисдикционным органам другого государства с просьбой совершения различного рода процессуальных действий. Содержание просьбы составляют следующие действия:

• вручение судебных повесток, передача искового заявления и прилагаемого к нему пакета документов;

• истребование письменных доказательств (выписки из реестра о подтверждении статуса юридического лица, передача свидетельства о браке или о расторжении брака и т.п.);

• заслушивание и фиксация показаний сторон, третьих лиц, свидетелей, экспертов об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела. Как правило, это бывает в том случае, когда указанные участники не могут выехать и принять участие в суде иностранного государства для дачи непосредственных показаний. К этому же виду судебных поручений можно отнести просьбу о совершении определенных действий, например, связанных с осмотром жилого помещения;

• проведение медицинской, почерковедческой, землеустроительной и других видов экспертиз, материалы для проведения которых находятся на территории иностранного государства и по объективным причинам не могут быть переданы в государство, где рассматривается дело;

• в качестве отдельного вида судебного поручения можно назвать просьбу о предоставлении информации о содержании иностранного права. Правовой основой данного вида судебного поручения является Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства.  В этой конвенции Российская Федерация участвует с 13 мая 1991 г. Кроме того, в рамках СНГ в 1994 г. была принята Конвенция об обмене правовой информацией, подписанная всеми государствами СНГ, кроме Украины и Туркменистана, стороны которой могут обмениваться правовой информацией путем электронной передачи документов или предоставления информации на бумажных носителях.

Указанные судебные поручения, перечень которых не является исчерпывающим, может исполняться разными способами, но основных четыре:

• дипломатический — вручение документов производится по просьбе консула запрашивающего государства лицам и органам запрашиваемого государства, которые будут указаны последним в качестве таковых;

• посредством взаимодействия центральных органов юстиции: в качестве таковых выступают министерства юстиции или министерства, выполняющие аналогичные функции, с другим названием;

• непосредственное взаимодействие судебных учреждений: судебные поручения передаются непосредственно судом одного государства в суд другого, минуя центральный орган юстиции;

• иные способы передачи, включая вручение документов путем непосредственной передачи их адресату.

В российском законодательстве правовое обеспечение исполнения судебных поручений реализуется статьей 407 ГПК и статьей 256 АПК, в соответствии с которыми суды общей юрисдикции и арбитражные суды РФ исполняют судебные поручения, переданные им в порядке, установленным международным договором РФ или федеральным законом. Учитывая, что законодатель говорит о наличии международного договора или федерального закона применительно к порядку исполнения судебного поручения, сам факт исполнения судебного поручения не обусловлен имеющимся международным договором. В этом состоит принципиальное значение правовой позиции Российской Федерации, разрешающей исполнять судебные поручения независимо от наличия международного договора. Это следует помнить, когда речь будет идти о признании и исполнении иностранных судебных решений, где ситуация складывается иначе.

− Понятие международного гражданского процесса
− Правовое положение иностранных лиц в гражданском процессе
− Международная подсудность гражданско-правовых споров, осложненных иностранным элементом
− Признание и исполнение иностранных судебных решений